« Август 2017 » | ||||||
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 |
14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 |
28 | 29 | 30 | 31 |
- 2015 Сентябрь
- 2015 Октябрь
- 2016 Февраль
- 2016 Март
- 2016 Апрель
- 2016 Май
- 2016 Август
- 2016 Октябрь
- 2016 Ноябрь
- 2017 Январь
- 2017 Февраль
- 2017 Март
- 2017 Апрель
- 2017 Май
- 2017 Август
- 2017 Октябрь
- 2017 Декабрь
- 2018 Январь
- 2018 Февраль
- 2018 Март
- 2018 Апрель
- 2018 Май
- 2018 Сентябрь
- 2018 Октябрь
- 2018 Ноябрь
- 2019 Февраль
- 2019 Март
- 2019 Апрель
- 2019 Май
- 2019 Сентябрь
- 2019 Октябрь
- 2020 Июнь
- 2020 Июль
- 2020 Август
- 2021 Февраль
- 2021 Апрель
- 2021 Июнь
- 2021 Июль
- 2022 Апрель
21:51 Выступление Манаевой Лоры Николаевны | |
Выступление Манаевой Лоры Николаевны – председателя Ставропольской краевой организации Профсоюза образования на краевой августовской педагогической конференции «Достижение современного качества образования как приоритет образовательной политики в Ставропольском крае» 22 августа 2017 года по теме: «Включённость работников в значимую деятельность – долгосрочный результат развития системы образования». Добрый день, уважаемое собрание! В любую историческую эпоху великие педагоги требовали радикального преобразования воспитания личностей и общественного устройства. Идеи излагали кратко, приятно, основательно, с пафосом созидания. Сегодня в обществе хотят изменить всё быстро, получить всё сразу. Многое достигнуто и освоено, но не всё хорошее сохраняется и не всё новое приживается. В итоге что-то не получается. Есть обнадеживающий, прогрессивный подход – образовательная политика выстраивается в диалоге. Похвальный порядок вещей излагают наши социальные партнёры, что логично. Я в назывном порядке озвучу проблемы, на которые, с профсоюзной точки зрения, обязательно стоит обратить особое внимание. И доведу до Вашего сведения инициативы, меры предпринятые Профсоюзом в текущий период. Мы опять создаём единое образовательное пространство, единое базовое образование. Профсоюз поддерживает идею стабилизации системы образования с формированием единых подходов к финансированию, совершенствованием системы оплаты труда и других условий труда педагогических работников, в том числе устранением избыточной отчётности. Но мы понимаем, что реализация озвученных задач и их ретрансляция для общественно-профессионального обсуждения требует серьёзного анализа действующего законодательства, включая бюджетное. На деле до сих пор не преодолены сложившиеся законодательные коллизии. Так методика расчёта и практика получения субвенций и субсидий, нормативы затрат не всегда соотносится с 83-ФЗ, потребностями образовательных организаций. Профсоюз заинтересован в прозрачности финансирования, создании единой методологии, в разработке финансовых нормативов и показателей и в гарантированном исполнении финансовых обязательств, принятых на себя финансирующей стороной. Необходим единый подход к финансовым расчетам, как для денежного содержания учителей, так и образования в целом. В настоящее время достигнуто соглашение Профсоюза образования с Минобрнауки РФ о подготовке методических рекомендаций по реализации 83-ФЗ. Краевая организация Профсоюза включается в данную работу. Процесс совершенствования системы оплаты труда смело можно отнести к «Сизифову труду». Дорожная карта в нашем крае выполняется, но необходима очередная корректировка в частности соотношения средней заработной платы педагогических работников сферы образования и средней заработной платы по экономике в крае с целью максимального приближения этого уровня для работников организаций здравоохранения, а иначе уровень средней заработной платы учителей, преподавателей и мастеров производственного обучения (100 % к средней заработной плате) будет в два раза ниже уровня средней заработной платы медицинских работников и не только врачей (200 %). Правовое регулирование системы оплаты труда в отрасли на всех уровнях привело к различиям в оплате труда работников одной и той же профессиональной квалификационной группы между однотипными организациями в крае, в том числе: к неоправданной дифференциации размеров оплаты труда за труд равной ценности. Очень важно, что министр образования РФ публично признаёт, что на федеральном уровне активно работают вместе с Профсоюзом и что без его участия вопрос об оплате труда решить невозможно. У нас 20 муниципалитетов повысили ставки заработной платы (свыше 8 000 руб.), а 13 и государственные оставили на уровне 7 625 рублей (МРОТ уже 7800 руб.). Неоднократно, в том числе и на коллегиях нами поднимался вопрос о перераспределении средств в структуре заработной платы с тем, чтобы размеры окладов и ставок составляли не менее 70 %. К сожалению, действующее краевое положение об оплате труда не способствует обеспечению престижности и привлекательности педагогической профессии. Да и недопустимо принимать учителя на работу с низкого старта. Хотелось бы обратить Ваше внимание, что есть поручение Президента РФ совершенствовать систему оплаты труда молодых учителей в целях уменьшения разрыва между уровнем доходов молодых специалистов и имеющих стаж педагогической работы. Мы пока даже не приступили к этой работе. Не во всех организациях до сих пор отработаны объективные показатели стимулирующих выплат, что приводит к непрозрачности и, нередко, к предвзятости в их распределении. Что недопустимо. Мы все ожидаем, что Правительство РФ реализует своё право и будут установлены базовые ставки заработной платы по всем профессиональным квалификационным группам должностей как минимальные государственные гарантии с целью преодоления необоснованной дифференциации гарантированной части оплаты труда педработников в зависимости от места жительства и работы, состояния регионального и местного бюджетов. Центральным Советом Профсоюза подготовлены предложения по совершенствованию системы оплаты труда. Проект методических рекомендаций передан в Министерство образования и науки РФ, в Правительство РФ. Подробнее с их содержанием Вы можете познакомиться, изучив информационно-аналитические материалы ЦС Профсоюза к августовским совещаниям. И ещё Профсоюз настаивает на включение в обязательном порядке в текст Генсоглашения на 2018-2020 годы обязательства сторон следующего содержания: «Доведение в 2018 году средней заработной платы до целевых показателей, установленных в Указе Президента и обеспечение в последующие годы индексации достигнутых размеров средней заработной платы поименованных в Указе Президента РФ категорий работников, не допуская снижения уровня соотношения (в процентах) их средней заработной платы со средней заработной платой в соответствующем регионе;». К разряду вечных тем можно отнести проблему развития системы дополнительного образования. Позиция краевой организации Профсоюза о недопущении свёртывания системы дополнительного образования детей Вам известна и остаётся неизменной. Учреждение Президентом страны проекта «Десятилетие детства» показывает преимущественную заботу государства о подрастающем поколении страны, повышении социального статуса и материального положения педагога. Мы в крае должны себе честно признаться, какие смыслы нам дороги. Профсоюз предлагает рассмотреть возможность влияния изменений в нормативную базу РФ в части формирования единых подходов к финансированию образования дошкольного, общего и дополнительного, полагая, что такой системный подход позволит выполнить те задачи, которые поставлены перед системой образования в целом. Тогда интеграция общей и дополнительной образовательной системы становятся взаимодополняющими компонентами единого образовательного процесса. Эти изменения позволят нормативно и финансово обеспечить решение задачи увеличения охвата детей дополнительным образованием в интеграции с другими уровнями образования. К сожалению, сложно решаются вопросы, связанные с правоприменением профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых». С профсоюзной точки зрения, необходимо пересмотреть требования к образованию и обучению, содержащихся в профессиональном стандарте. Профсоюз готовит обращение в Правительство РФ по восстановлению права на досрочную страховую пенсию педагогическим работникам организаций, реализующих программы дополнительного образования детей. 2018 год – год 100-летия создания в Российской Федерации системы дополнительного образования детей. В решение конференции предлагаю записать пункт о необходимости объединения усилий власти, институтов гражданского общества, родителей по подготовке и проведению в 2018 году юбилейных мероприятий, популяризации достижений организаций дополнительного образования детей. Любое дело должно стать предметом общего желания и его нужно взвесить общими обсуждениями и продвигать вперёд общими совокупными усилиями. На разных форумах, дискуссионных площадках мы признаём, что детство – самоценный период развития, самый стремительный период очеловечения человека. Но уже десятилетие в сфере дошкольного образования не просто сохраняется, а нарастает интенсивность условий функционирования самих организаций и деятельности работников. Далеко не везде кадровая ситуация соответствует требованиям стандарта в части условий реализации программы дошкольного образования. Необходимо осуществлять оценку кадрового обеспечения реализации стандарта по всем образовательным областям и определить комплекс мер по улучшению кадрового состава, а следовательно, повышению качества образования. И если посмотреть программу развития образования в крае, то, к сожалению, там нет даже раздела, касающегося развития кадрового потенциала. Мы готовы внести свои предложения. Содержание, технологии, само назначение образования в современном мире существенно меняются. Структурные и системные преобразования обязывают в ближайшие годы перейти на новый уровень подготовки квалифицированных рабочих кадров. При этом новая модель подготовки и повышения квалификации педагогических кадров для системы СПО только формируется. Мы не один год говорим о консолидации ресурсов бизнеса, государства и сферы образования. Хочется верить, что есть осознание необходимости инвестирования в человеческий капитал. 18 июля 2017 года подписан Федеральный Закон, повышающий привлекательность образовательного сектора для бизнеса. Радует, что наступило понимание необходимости налоговых льгот для предприятий. В тоже время, ряд сохраняющих свою актуальность проблем по-прежнему остаются не решёнными. В первую очередь к ним относятся:
В колледжах стипендия втрое меньше вузовской стипендии. При этом система обучения и уровень нагрузки по программам СПО во многом схожа с обучением в высшем учебном заведении: те же семестры, сессии, лекции, семинары и пр. Потребности 15-16-летних студентов колледжей мало чем отличаются от потребностей молодых людей, обучающихся в вузах. Вряд ли стипендия в таком размере является значимой и может мотивировать студента хорошо учиться. Нам говорят, что наступило время предсказуемой непредсказуемости. Существует невиданная связь всей системы образования с профессионализацией человека. И недостаточно заниматься просто выбором профессии, нужно учить осваивать профессии и не одну. В условиях проводимой модернизации среднего профессионального образования, к сожалению, по-прежнему наблюдается недостаточная финансовая поддержка. Уважаемые коллеги! Как можно решать ключевые задачи без серьёзного анализа, учёта быстро нарастающего многообразия образовательных запросов и на персональном энтузиазме? К нам в край приезжали коллеги (профсоюзные работники) из Интернационала образования (страны Европы, Австралия). Мы спросили их: как обстоят дела с охраной труда? Вопрос вызвал недоумение. Для них работодатель просто обязан обеспечить безопасные условия труда. Для нас, к сожалению, проблема, связанная с финансовым обеспечением охраны труда остаётся значимой. Сейчас не буду касаться всех застарелых проблем. Хотелось бы обратить внимание на различное толкование норм права в области охраны труда. Обострившаяся ситуация с вопросом обучения педагогических работников навыкам оказания первой помощи привела к репрессивным мерам по отношению к работодателям. Профсоюз направил в Минтруд России обращение с разительно отличающейся точкой зрения. Материалы у председателей местных организаций Профсоюза. Можете ознакомиться. Аналогичная проблема касается вопроса прохождения работниками обязательных психиатрических освидетельствований. Аргументы краевой организации мы направили во все муниципалитеты. Где-то их учли, но в крае создан и судебный прецедент. Будем бороться до конца, защищать руководителей. И ещё, мы считаем, что при возникновении острых проблем необходимо проявлять твёрдость, и не всегда безоговорочно соглашаться с проверяющими. Тем более, что представители Государственной инспекции труда имеют право суммировать штрафы за каждое однотипное нарушение, в результате на работодателя могут быть наложены огромные по размеру штрафы. И проблема не только в отсутствии средств. Дело в том, что образование ведёт за собой развитие общества, и мы формируем мировоззрение граждан, проверяющих о недопустимости преобладания идеи, зачастую, формального контроля над идеей развития образования, а, значит, страны. Предлагаю Вам прямую речь Министра образования России Ольги Юрьевны Васильевой: «Мы слишком долго об этом не говорили и слишком много сделали для того, чтоб разрушить нашу систему методической помощи снизу доверху». Мы в крае об этом говорили. Но не делали. Нас ожидает огромная диагностическая работа. Как мы будем вводить национальную систему Учительского роста, исследовать качество образования, проводить апробацию различных новых моделей и оценочных процедур без сильных методических служб? Необходимо серьёзное их укрепление. Система априори не может быть лучше своих учителей. В связи с этим не могу не сказать о ведомственных наградах Минобрнауки РФ. Общероссийский Профсоюз образования, анализируя нормативные акты, регулирующие порядок получения ведомственных наград, установил, что только в отношении работников образования установлено такое количество ограничений (квотирование, избыточные требования к стажу, последовательности и сроку представления к наградам), которое отсутствует в аналогичных ведомственных порядках для работников здравоохранения и культуры. Центральный Совет Общероссийского Профсоюза образования направил в адрес Министерства образования и науки РФ письмо, в котором констатировал, что условия получения наград работниками образования являются дискриминационными в части морального поощрения, оплаты труда, права на присвоение звания «Ветеран труда». Предложил внести изменения в приказ №1223. Необходимо помнить, что работник должен быть уверен, что его в первую очередь ценят, а потом уже оценивают. Уважаемые коллеги! Каждый из нас не может выпрыгнуть из своего времени, но сегодняшний день требует умения переформатировать себя. И притом быстро. В обществе практически по всем ключевым темам существует бинарная позиция. Часть говорит, что чтение литературы – это бессмысленный досуг. Другая скучает по ценностям и смыслам. Одни отмечают, что запрос от стабильности растёт в сторону перемен и молодёжь хочет видеть другую страну. Оппоненты не видят образа и картины другого будущего. И те и другие заняты главным – ловлей душ в информационном пространстве. Особенно школьников и студентов. А мы с Вами не можем, не имеем права выглядеть архаично и действовать с безразличием. Остаётся работать и работать, в том числе над собой. И верить, что в конце концов всё будет хорошо. А если нет, то это не конец. | |
Просмотров: 515 | |