Главная Регистрация RSS
Приветствую Вас, Гость
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Август 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Главная » 2017 » Август » 23 » Выступление Манаевой Лоры Николаевны
21:51
Выступление Манаевой Лоры Николаевны

Выступление Манаевой Лоры Николаевны – председателя Ставропольской краевой организации Профсоюза образования на краевой августовской педагогической конференции «Достижение современного качества образования как приоритет образовательной политики в Ставропольском крае» 22 августа 2017 года по теме: «Включённость работников в значимую деятельность – долгосрочный результат развития системы образования».


Добрый день, уважаемое собрание!

В любую историческую эпоху великие педагоги требовали радикального преобразования воспитания личностей и общественного устройства. Идеи излагали кратко, приятно, основательно, с пафосом созидания. Сегодня в обществе хотят изменить всё быстро, получить всё сразу. Многое достигнуто и освоено, но не всё хорошее сохраняется и не всё новое приживается. В итоге что-то не получается. Есть обнадеживающий, прогрессивный подход – образовательная политика выстраивается в диалоге.

Похвальный порядок вещей излагают наши социальные партнёры, что логично.

Я в назывном порядке озвучу проблемы, на которые, с профсоюзной точки зрения, обязательно стоит обратить особое внимание. И доведу до Вашего сведения инициативы, меры предпринятые Профсоюзом в текущий период.

Мы опять создаём единое образовательное пространство, единое базовое образование.

Профсоюз поддерживает идею стабилизации системы образования с формированием единых подходов к финансированию, совершенствованием системы оплаты труда и других условий труда педагогических работников, в том числе устранением избыточной отчётности. Но мы понимаем, что реализация озвученных задач и их ретрансляция для общественно-профессионального обсуждения требует серьёзного анализа действующего законодательства, включая бюджетное.

На деле до сих пор не преодолены сложившиеся законодательные коллизии.

Так методика расчёта и практика получения субвенций и субсидий, нормативы затрат не всегда соотносится с 83-ФЗ, потребностями образовательных организаций.

Профсоюз заинтересован в прозрачности финансирования, создании единой методологии, в разработке финансовых нормативов и показателей  и в гарантированном исполнении финансовых обязательств, принятых на себя финансирующей стороной. Необходим единый подход к финансовым расчетам, как для денежного содержания учителей, так и образования в целом.

В настоящее время достигнуто соглашение Профсоюза образования с Минобрнауки РФ о подготовке методических рекомендаций по реализации 83-ФЗ. Краевая организация Профсоюза включается в данную работу.

Процесс совершенствования системы оплаты труда смело можно отнести к «Сизифову труду». Дорожная карта в нашем крае выполняется, но необходима очередная корректировка в частности соотношения средней заработной платы педагогических работников сферы образования и средней заработной платы по экономике в крае с целью максимального приближения этого уровня для работников организаций здравоохранения, а иначе уровень средней заработной платы учителей, преподавателей и мастеров производственного обучения (100 % к средней заработной плате) будет в два раза ниже уровня средней заработной платы медицинских работников и не только врачей (200 %).

Правовое регулирование системы оплаты труда в отрасли на всех уровнях привело к различиям в оплате труда работников одной и той же профессиональной квалификационной группы между однотипными организациями в крае, в том числе: к неоправданной дифференциации размеров оплаты труда за труд равной ценности.

Очень важно, что министр образования РФ публично признаёт, что на федеральном уровне активно работают вместе с Профсоюзом и что без его участия вопрос об оплате труда решить невозможно.

У нас 20 муниципалитетов повысили ставки заработной платы (свыше 8 000 руб.), а 13 и государственные оставили на уровне 7 625 рублей (МРОТ уже 7800 руб.). Неоднократно, в том числе и на коллегиях нами поднимался вопрос о перераспределении средств в структуре заработной платы с тем, чтобы размеры окладов и ставок составляли не менее 70 %. К сожалению, действующее краевое положение об оплате труда не способствует обеспечению престижности и привлекательности педагогической профессии. Да и недопустимо принимать учителя на работу с низкого старта.

Хотелось бы обратить Ваше внимание, что есть поручение Президента РФ совершенствовать систему оплаты труда молодых учителей в целях уменьшения разрыва между уровнем доходов молодых специалистов и имеющих стаж педагогической работы. Мы пока даже не приступили к этой работе.

Не во всех организациях до сих пор отработаны объективные показатели стимулирующих выплат, что приводит к непрозрачности и, нередко, к предвзятости в их распределении. Что недопустимо.

Мы все ожидаем, что Правительство РФ реализует своё право и будут установлены базовые ставки заработной платы по всем профессиональным квалификационным группам должностей как минимальные государственные гарантии с целью преодоления необоснованной дифференциации гарантированной части оплаты труда педработников в зависимости от места жительства и работы, состояния регионального и местного бюджетов.

Центральным Советом Профсоюза подготовлены предложения по совершенствованию системы оплаты труда. Проект методических рекомендаций передан в Министерство образования и науки РФ, в Правительство РФ. Подробнее с их содержанием Вы можете познакомиться, изучив информационно-аналитические материалы ЦС Профсоюза к августовским совещаниям.

И ещё Профсоюз настаивает на включение в обязательном порядке в текст Генсоглашения на 2018-2020 годы обязательства сторон следующего содержания: «Доведение в 2018 году средней заработной платы до целевых показателей, установленных в Указе Президента и  обеспечение в последующие годы индексации достигнутых размеров средней заработной платы поименованных в Указе Президента РФ категорий работников, не допуская снижения уровня соотношения (в процентах) их средней заработной платы со средней заработной платой в соответствующем регионе;».

К разряду вечных тем можно отнести проблему развития системы дополнительного образования.

Позиция краевой организации Профсоюза о недопущении свёртывания системы дополнительного образования детей Вам известна и остаётся неизменной.

Учреждение Президентом страны проекта «Десятилетие детства» показывает преимущественную заботу государства о подрастающем поколении страны, повышении социального статуса и материального положения педагога. Мы в крае должны себе честно признаться, какие смыслы нам дороги.

Профсоюз предлагает рассмотреть возможность влияния изменений в нормативную базу РФ в части формирования единых подходов к финансированию образования дошкольного, общего и дополнительного, полагая, что такой системный подход позволит выполнить те задачи, которые поставлены перед системой образования в целом. Тогда интеграция общей и дополнительной образовательной системы становятся взаимодополняющими компонентами единого образовательного процесса. Эти изменения позволят нормативно и финансово обеспечить решение задачи увеличения охвата детей дополнительным образованием в интеграции с другими уровнями образования.

К сожалению, сложно решаются вопросы, связанные с правоприменением профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых».

С профсоюзной точки зрения, необходимо пересмотреть требования к образованию и обучению, содержащихся в профессиональном стандарте. Профсоюз готовит обращение в Правительство РФ по восстановлению права на досрочную страховую пенсию педагогическим работникам организаций, реализующих программы дополнительного образования детей.

2018 год – год 100-летия создания в Российской Федерации системы дополнительного образования детей.

В решение конференции предлагаю записать пункт о необходимости объединения усилий власти, институтов гражданского общества, родителей по подготовке и проведению в 2018 году юбилейных мероприятий, популяризации достижений организаций дополнительного образования детей.

Любое дело должно стать предметом общего желания и его нужно взвесить общими обсуждениями и продвигать вперёд общими совокупными усилиями.

На разных форумах, дискуссионных площадках мы признаём, что детство – самоценный период развития, самый стремительный период очеловечения человека. Но уже десятилетие в сфере дошкольного образования не просто сохраняется, а нарастает интенсивность условий функционирования самих организаций и деятельности работников.

Далеко не везде кадровая ситуация соответствует требованиям стандарта в части условий реализации программы дошкольного образования. Необходимо осуществлять оценку кадрового обеспечения реализации стандарта по всем образовательным областям и определить комплекс мер по улучшению кадрового состава, а следовательно, повышению качества образования. И если посмотреть программу развития образования в крае, то, к сожалению, там нет даже раздела, касающегося развития кадрового потенциала. Мы готовы внести свои предложения.

Содержание, технологии, само назначение образования в современном мире существенно меняются. Структурные и системные преобразования обязывают в ближайшие годы перейти на новый уровень подготовки квалифицированных рабочих кадров. При этом новая модель подготовки и повышения квалификации педагогических кадров для системы СПО только формируется.

Мы не один год говорим о консолидации ресурсов бизнеса, государства и сферы образования.

Хочется верить, что есть осознание необходимости инвестирования в человеческий капитал.

18 июля 2017 года подписан Федеральный Закон, повышающий привлекательность образовательного сектора для бизнеса. Радует, что наступило понимание необходимости налоговых льгот для предприятий. В тоже время, ряд сохраняющих свою актуальность проблем по-прежнему остаются не решёнными.

В первую очередь к ним относятся:

  • недостаточность мер социальной поддержки работников профессиональных образовательных организаций и их несоответствие мерам, установленным в отношении работников общеобразовательных организаций;
  • недостаточность использования современных средств обучения – для студентов учреждений СПО;
  • формирование благоприятных и комфортных условий обучения, учитывающих режим жизнедеятельности взрослого работника;
  • неразвитость правовой базы сетевой формы реализации программ среднего профессионального образования, профессионального обучения и др.

В колледжах стипендия втрое меньше вузовской стипендии. При этом система обучения и уровень нагрузки по программам СПО во многом схожа с обучением в высшем учебном заведении: те же семестры, сессии, лекции, семинары и пр. Потребности 15-16-летних студентов колледжей мало чем отличаются от потребностей молодых людей, обучающихся в вузах. Вряд ли стипендия в таком размере является значимой и может мотивировать студента хорошо учиться.

Нам говорят, что наступило время предсказуемой непредсказуемости. Существует невиданная связь всей системы образования с профессионализацией человека. И недостаточно заниматься просто выбором профессии, нужно учить осваивать профессии и не одну.

В условиях проводимой модернизации среднего профессионального образования, к сожалению, по-прежнему наблюдается недостаточная финансовая поддержка.

Уважаемые коллеги! Как можно решать ключевые задачи без серьёзного анализа, учёта быстро нарастающего многообразия образовательных запросов и на персональном энтузиазме?

К нам в край приезжали коллеги (профсоюзные работники) из Интернационала образования (страны Европы, Австралия). Мы спросили их: как обстоят дела с охраной труда? Вопрос вызвал недоумение. Для них работодатель просто обязан обеспечить безопасные условия труда. Для нас, к сожалению, проблема, связанная с финансовым обеспечением охраны труда остаётся значимой.

Сейчас не буду касаться всех застарелых проблем. Хотелось бы обратить внимание на различное толкование норм права в области охраны труда.

Обострившаяся ситуация с вопросом обучения педагогических работников навыкам оказания первой помощи привела к репрессивным мерам по отношению к работодателям.

Профсоюз направил в Минтруд России обращение с разительно отличающейся точкой зрения. Материалы у председателей местных организаций Профсоюза. Можете ознакомиться.

Аналогичная проблема касается вопроса прохождения работниками  обязательных психиатрических освидетельствований. Аргументы краевой организации мы направили во все муниципалитеты. Где-то их учли, но в крае создан и судебный прецедент. Будем бороться до конца, защищать руководителей.

И ещё, мы считаем, что при возникновении острых проблем необходимо проявлять твёрдость, и не всегда безоговорочно соглашаться с проверяющими. Тем более, что представители Государственной инспекции труда имеют право суммировать штрафы за каждое однотипное нарушение, в результате на работодателя могут быть наложены огромные по размеру штрафы. И проблема не только в отсутствии средств. Дело в том, что образование ведёт за собой развитие общества, и мы формируем мировоззрение граждан, проверяющих о недопустимости преобладания идеи, зачастую, формального контроля над идеей развития образования, а, значит, страны.

Предлагаю Вам прямую речь Министра образования России Ольги Юрьевны Васильевой: «Мы слишком долго об этом не говорили и слишком много сделали для того, чтоб разрушить нашу систему методической помощи снизу доверху».

Мы в крае об этом говорили. Но не делали. Нас ожидает огромная диагностическая работа. Как мы будем вводить национальную систему Учительского роста, исследовать качество образования, проводить апробацию различных новых моделей и оценочных процедур без сильных методических служб? Необходимо серьёзное их укрепление.

Система априори  не может быть лучше своих учителей. В связи с этим не могу не сказать о ведомственных наградах Минобрнауки РФ. Общероссийский Профсоюз образования, анализируя нормативные акты, регулирующие порядок получения ведомственных наград, установил, что только в отношении работников образования установлено такое количество ограничений (квотирование, избыточные требования к стажу, последовательности и сроку представления к наградам), которое отсутствует в аналогичных ведомственных порядках для работников здравоохранения и культуры.

Центральный Совет Общероссийского Профсоюза образования направил в адрес Министерства образования и науки РФ письмо, в котором констатировал, что условия получения наград работниками образования являются дискриминационными в части морального поощрения, оплаты труда, права на присвоение звания «Ветеран труда». Предложил внести изменения в приказ №1223.

Необходимо помнить, что работник должен быть уверен, что его в первую очередь ценят, а потом уже оценивают.

Уважаемые коллеги! Каждый из нас не может выпрыгнуть из своего времени, но сегодняшний день требует умения переформатировать себя. И притом быстро.

В обществе практически по всем ключевым темам существует бинарная позиция.

Часть говорит, что чтение литературы – это бессмысленный досуг. Другая скучает по ценностям и смыслам. Одни отмечают, что запрос от стабильности растёт в сторону перемен и молодёжь хочет видеть  другую страну. Оппоненты не видят образа и картины другого будущего. И те и другие заняты главным – ловлей душ в информационном пространстве. Особенно школьников и студентов. А мы с Вами не можем, не имеем права выглядеть архаично и действовать с безразличием. Остаётся работать и работать, в том числе над собой. И верить, что в конце концов всё будет хорошо. А если нет, то это не конец.

Просмотров: 15 | Добавил: Yakimich